Shoqan – Труды: Булгар на Волге



Хисам ад-дина б. Шараф ад-дина Булгари, написанной в первой половине XVI века. Ш. Уалиханов, занимаясь изучением истории ислама, заимствовал из этой книги все, что относилось к этому вопросу, и прежде всего из четвертой главы, посвященной «Истории ислама в Булгаре и соседственных местах».
(т. е. декабря 630 г. по Р. X.), пророк наш,
, отправил в Булгар для проповедования веры ислама трех
: 1-й — 
, 2-й —
, 3-й —
(в другом манускрипте Френа он назван
, [которые] и выдали себя за докторов-дервишей. Тогда Волга протекала под Болгарами и ушла и потекла с западной стороны при Барадж-хане
. (Эпоху эту одни относят к XI, другие — к XV столетию). Это случилось в 396 г. геджры (1005-1006 г. по Р. Х.).
Болгары при посылании этих
были огнепоклонниками. Эти
лечили и вылечивали многие болезни. У Айдар-хана заболела дочь
: у нее был паралич. Тогда 
сказал: «Хан мой, да продлится жизнь твоя! В ваш город из арабских кочевьев пришли три лекаря; в медицине нет им подобных, но вера их не похожа на нашу». В это время в городе было 520 домов.
знал
, Абдурахман имел чалму, Зубейр — чернильницу и Тулейха — жезл, данный пророком. Все приняли ислам. Эти
жили три года (по Френу
), строили мечети, медресе, произносили
. Двое возвратились в Медину, а господин Зубейр остался и женился на дочери хана Туйбике, 20 лет провел в наставлении народа и умер в Булгаре.
Вот ученики трех
из болгар:
Могильные молельни всех этих
находятся в Булгаре.
В 195 геджры из учеников Зубейра никого не осталось.
Стр. 80. О последователях из окрестностей Булгара с западной стороны Урала из дикарей-башкирцев
от реки Ай Айткул сын Заида 


[
]; они обратили в ислам свои юрты.
От реки Уфы
«В местах соединения реки Уфы с Белой находятся юрты ногайского (?) хана Бай-Джуры-хана
(?). Из вышедших оттуда известны
сын
и другие, могилы коих находятся по течению Уфы».
Из аула Тогаш-хана на Белой реке два последователя обратили в ислам все племена башкурт и мишар.
Отделение о знаменитых шейхах в Булгаре
Исчисляется от 909 г. геджры (1503-1504) до 989 (1581 г. по Р. X., стр. 87).
С ю[го]-з[ападной] стороны реки Нукрат (Вятка) течет река, называемая Буру. Там в казахском ауле известен Байраш бен Ибраш-суфи,
господин публичной зикры и разрешитель. От Урала в Туркестане у ходжи Ахмета Сеюви. По той же реке в ауле Адай-Черемыш известен Ишмухаммед — сын Токмухаммеда. Он учился у ходжи Байраша
Стр. 88. Из булгарского племени из аула
или
. Идрис — сын Зюльмухаммеда, отправившись в Яркенд
, поступил в
к шейху Гедиятулла, учился у него правилам мистицизма 15 лет. Близ Чаллы в ауле казакском — Ахунд Ше’м бен Иштерак, учился в Багдаде, сделался преемником
Фейзуллы-эфенди. Он также словом и делом упрямил дорогу людей в Казани, Уфе, Алатуре, Синбире, Сарытау, Сарычине, Тобуле; ныне могила его находится в Терберди-Чаллы у казаков.
Реконструкция карты к работе «Булгар на Волге», составленной Ш. Уалихановым.
Близ Чаллы в ауле Бердибек-хана находится могила ходжи Хабибуллы. На Мензеле в юрте Мустафы-хана находится могила Аруф-Билля Ходжи Байрама, стр. 90. В ауле Байгура-Черемыш, близ [реки] Белой, известна могила ходжи Эмир-Келяна. Стр. 90 же: на реке Дим близ аула Кипчак
находятся могилы ходжей Тугаша, Бекташа и Сулеймана.
Гора
; течет под ней родник мужей исчезновения
, ибо там похоронен глава мужей исчезновения
Абдель Самед.
С севера в Чулман и Белую впадает много рек, известные из них
и два Черемшана: Большой и Малый.
Источник: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985, 2-е изд. доп. и переработанное, стр. 120-124