ВОЗВРАЩЕНИЕ

1862-1865

Монумент Ш.Уалиханова в мемориальном комплексе Алтын-Эмель

Весной 1861 года Шокан прибыл в родной аул. Официально — поправить чистым воздухом и кумысом расстроенное петербургским климатом здоровье. Но если судить по воспоминаниям людей, знавших Уалиханова, он желал хотя бы на некоторое время отвлечься от столичной суеты и вернуться в привычное окружение.

Уалиханов планировал продолжить свою исследовательскую деятельность, закончить уже начатые труды. По свидетельству обитателей аула Уалихановых, по возвращении Шокан первым делом окружил себя народными поэтами и сказителями. С утра до вечера он слушал и записывал их песни, заново проникаясь атмосферой родного края.

Узнав о возвращении Шокана Уалиханова, к нему начали приходить жители всех соседних аулов. Им хотелось не только повидать своего прославленного земляка, но и обратиться к нему за советами по разным вопросам. Вероятно, именно после этого Шокан принял решение стать официальным руководителем.

В 1862 году Уалиханов участвовал в выборах на должность старшего султана Атбасарского округа. В письме Ф. М. Достоевскому Уалиханов писал: «Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защитить их от чиновников и от деспотизма богатых киргиз. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать землякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель». Выборы Шокан выиграл. Однако генерал-губернатор, которым в то время был Г. К. фон Фридрихс, не утвердил его в этой должности, отдав предпочтение проигравшему выборы Ердену Сандыбаеву. Попытки Уалиханова добиться справедливости не увенчались успехом. Западносибирские чиновники предпочли не передавать руководящую должность образованному и своевольному Шокану Уалиханову.

Вскоре после неудачной попытки стать султаном Шокан поссорился с родными и отбыл в Омск. Летом 1863 года он принял участие в работе комиссии, которая отправилась в степь, чтобы собрать народные мнения о проекте судебной реформы. В этот период Уалиханов создал один из своих самых значимых трудов — «Записку о судебной реформе». Он раскритиковал формальные методы работы комиссии и изложил свое мнение об организации судебных структур в Казахстане (с учетом традиционного уклада жизни степняков, с сохранением института народных судей-биев и т. д.).

В начале 1864 года Шокана Уалиханова пригласили поучаствовать в военной экспедиции генерала М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Шокан должен был исполнять при штабе обязанности переводчика и переговорщика, добиваясь мирного прекращения сопротивления кокандских войск. Однако генерал Черняев предпочел действовать жесткими военными методами и, по свидетельству очевидцев, даже устроил расправу над населением покоренных крепостей Пишпек и Аулие-Ата. Возмущенный этими действиями Шокан Уалиханов вместе с группой других офицеров летом 1864 года покинул штаб Черняева и отправился в форт Верный.

Согласно другой версии, Уалиханов не ссорился с Черняевым, а покинул экспедицию по распоряжению военного ведомства. В пользу этого утверждения говорит отсутствие каких-либо репрессий по отношению к офицеру-дезертиру.

Прекращение денежного содержания от Азиатского департамента в мае 1864 года (пока Уалиханов участвовал в походе Черняева) было связано с его долгим отсутствием на месте службы, т. е. в Санкт-Петербурге, а не с какими-либо инцидентами. Вместе с отчислением из департамента Шокан лишился возможности использовать для поездок конную почтовую службу. Своих же средств для длительных путешествий у него не было. Поэтому он не смог уехать ни в Петербург, ни в Омск, ни даже в родной аул. Вместо этого Уалиханов отбыл из Верного в аул старшего султана казахов рода албан Тезека. Там он женился на его сестре Айсаре и приступил к работе с агентурой, действовавшей на территории охваченного восстанием дунган Восточного Туркестана.

На протяжении полугода Шокан Уалиханов регулярно присылал начальнику Алатауского округа генералу Г. А. Колпаковскому письма-отчеты о ходе восстания и просил о назначении на официальную должность. В начале 1865 года Колпаковский, назначенный военным губернатором Семипалатинской области, предложил Уалиханову перейти на службу в его администрацию. Шокан согласился, но занять новую должность так и не успел.

Биография Шокана Уалиханова обрывается 10 апреля 1865 года, когда в результате обострения мучившей его болезни, не дожив до тридцати лет, он скончался в ауле Тезека, в урочище Кошен-Тоган.

Русское географическое общество в своем отчете за 1865 год опубликовало сообщение о безвременной кончине Уалиханова, и там же были напечатаны статьи о его заслугах перед наукой. В 1867 году РГО приняло решение издать все его рукописи, а в 1868 году в «Записках» появились в сокращенном виде «Описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ» и статья о Шокане Уалиханове.

«Собрание сочинений Ч. Ч. Валиханова» вышло в свет в 1904 году под редакцией профессора Н. И. Веселовского и заняло полностью ХХIХ том «Записок Императорского Русского географического общества» по отделению этнографии. Вот слова, сказанные там Веселовским о Шокане: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения потомок киргизских ханов и в то же время офицер русской армии Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов, но преждевременная кончина Чокана лишила нас этих надежд».

Благодаря усилиям таких исследователей, как Х. Г. Айдарова, Е. Б. Бекмаханов, А. Х. Маргулан и др. труды и произведения Шокана Уалиханова были восстановлены и переданы новым поколениям казахстанцев.