Shoqan – Губарев. Киргизская степь

(Посвящается Чокану Валиханову)

Опубликовано в журнале «Современник» 1864 г., №6.

Киргизская степь. Книга К. Губарева

Киргиз-кайсаки очень охотно учатся грамоте и вовсе не имеют предубеждения против нее, в чем уверяли рапорты заседателей и заключения с областных мест. Вообще кайсаки очень восприимчивы к цивилизации, потому что они не такие фанатики, как прочие мусульмане: муллы и ахуны не имеют в их глазах той святости и непогрешимости, какая приписывается этим лицам татарами и кавказскими горцами; они иногда обращаются за совершением обрядов к сторонним лицам, читающим Коран. В доказательство этого я как очевидец приведу то, что кочующие близ Омска за Иртышем киргизы часто приглашали для совершения обрядов одного русского чиновника, изучившего во время бытности в Оренбурге киргизский язык и быт, и он венчал их, а в случае отказа его приятельски бранили. Грамотных киргизов (читающих и пишущих по-татарски) очень мало; в целом округе, за исключением мулл, нескольких султанов, биев, едва ли найдется 10, 15 человек; молодежь же охотнее учится по-русски; я знал двух киргизов, занимавшихся в Каркаралинском приказе из одного желания усовершенствоваться в русской грамоте. В последнее время султаны и старшины сами без стороннего понуждения начали помещать своих сыновей в Омский кадетский корпус, из которого вышел Чокан Валиханов — такая способная, развитая и дельная личность, какой не появлялось ни между одними инородцами сибирскими.

Источник: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985, 2-е изд. доп. и переработанное, стр. 254