Shoqan – Н.М. Ядринцев. Инородческое просвещение на русском Востоке
Опубликовано в газете «Порядок» (1881, №322).
В последнее время сделаны попытки начать обучение у киргизов с единственной целью их обрусения, причем созданы особые пансионы и интернаты за счет волостных сумм, т. е. на счет тех же киргиз, которые, конечно, более всего страшатся этих учреждений. Дело здесь поставлено таким образом. Привлечение в интернаты представлено уездным начальникам, т. е. земской полиции, причем полиция требует обыкновенно с волости известное количество мальчиков, а ныне даже девочек, ибо интернаты существуют и женские. Киргизское магометанское население, страшась отдавать в русские заведения своих детей, но боясь ослушаться начальства, которое пристращивает киргиз за сопротивление, привело к следующей мере: волость обыкновенно покупает детей у нищих киргиз для отдачи в интернаты. После временного обучения русскому языку киргизы должны будут отправиться в свои кочевья и здесь [будут] обречены в привольной кочевой среде забывать всякие эксперименты полицейских интернатов. Неизвестно, принесет ли пользу этот способ обучения и обрусения, но казне он не стоит ничего. Весьма немного султанских детей воспитывается в военно-учебных заведениях, но это составляет ничтожное исключение для населения киргиз в одной Западной Сибири.
Все производимые факты доказывают, что мы мало заботились о просвещении инородческого элемента, и образование в этой среде не сделало почти никаких шагов. Сколько ни говорили об эксплуатации Англией инородцев в колониях, но все же в Индии появились школы и университеты, из индусов выходили замечательные ученые и деятели, как Рамогун Рой, Дворканат, Джиджибтай, истратившие огромные суммы на школы и издания для ознакомления туземцев с европейской цивилизацией. На конгресс ориенталистов в Лондоне явилось немало инородцев индусов с учеными степенями, [они прибыли с] рефератами, касавшимися быта и судьбы их племен. На подобном же конгрессе в Петербурге в 1876 г. представителями от русских инородцев были один полуграмотный остяк и несколько неотесанных киргизских султанов без всякого образования; они были скорее этнографическими манекенами, чем представителями, [подтверждающими наличие] интеллектуальных способностей у своей национальности. Если случайно некоторые из инородцев и получали образование в высших учебных заведениях России, то это были весьма редкие случаи, и жребий подобных людей был не блестящ. Известный ученый- филолог бурят Дорджи Банзаров не мог применить своих способностей на родине и спился в русской среде, что и было причиной его гибели. Замечательно талантливый и образованный киргиз Чокан Валиханов, любимец своего народа, занимавшийся географией Средней Азии, был обречен на праздную жизнь в офицерской среде, обладая проницательным умом и замечательным остроумием, он проникается горечью к русской цивилизации, возвращается из туркестанского похода разбитый, потрясенный всем виденным обхождением с инородцами и, совершенно обессиленный, умирает в степи, в юрте, среди родных кочевников, от чахотки, будучи не в силах передать им даже надежды на лучшее существование.
Источник: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 5 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985, 2-е изд. доп. и переработанное, стр. 289-290
САЙТ ДЕРЕККӨЗІ
ҚР БҒМ «Ғылым ордасы» РМК Орталық ғылыми кітапханасы
ҚР Орталық мемлекеттік музейі
ҚР Ұлттық кітапханасы
Бүкілресейлік «Ресей географиялық қоғамы» қоғамдық ұйымы
Ресей Ғылым Академиясы архивінің Санкт-Петербор бөлімшесі
Ресей Ғылым Академиясы Шығыс қолжазбалар институты
Ш.Айманов атындағы «Қазақфильм» киностудиясы»
КӨМЕК КӨРСЕТКЕНІ ҮШІН:
Ш.Уәлиханов атындағы «Алтынемел» мемлекеттік мемориалдық музейіне
Сырымбеттегі Ш.Уәлиханов атындағы тарихи-этнография музейіне
Омбы қаласындағы «Мөлдір» қазақ мәдениетінің Сібір орталығына
АЙРЫҚША АЛҒЫС БІЛДІРЕМІЗ
Жобаның ғылыми кеңесшілері:
Мақпал МУСИНА
Жарас ЕРМЕКБАЙ
Самат ӨТЕНИЯЗОВ
Жобаны Kaspi.kz қолдауымен «strANA media team» Студиясы және «Спорттық-музыкалық қозғалыс» ҚҚ жүзеге асырды.
Бұл ресурс тек танымдық және білім беру мақсатымен құрылды. Аталған ресурстағы барлық фотосуреттер мен видеоматериалдар коммерциялық табыс көздемейді.
Авторлық құқықтың бұзылуына қатысты күмән туындағағн жағдайда мына эл. пошта арқылы xабарласуыңызды сұраймыз.