Shoqan – Труды: Юрта

ЮРТА

Юрта [ее устройство и убранство].

Рукопись, переписанная ранним почерком Г. Н. Потанина при его совместной работе с Шоканом Уалихановым, относится к группе статей о «Заилийском крае и Большой орде» и ориентировочно датируется 1854-1855 гг. В работе со знанием дела и детально рассказывается об устройстве жилища казахов, приспособленного к кочевому быту. Любопытно упоминание о нескольких разновидностях юрт, а также о различиях в устройстве жилищ в зависимости от благосостояния их владельцев.

Женщины собирают юрту

Дом киргиз-кайсака приспособлен к его кочевому быту; юрта, говоря о средней вели-чине и тяжести ее, может поместиться на одном верблюде. Она состоит из тонких решеток и палок и нескольких войлоков. Первые служат ей основанием (остовом), вторыми она закидывается от дождя и мороза.

Деревянная часть юрты состоит из трех частей: кереге (решетка), уука (стрелок) и чангарака (круг). Нижняя часть, или кереге, есть решетка, слегка скрепленная в перекрестках ремнями так, что удобно складывается, когда нужно везти юрту, и раздвигается, когда юрту ставят. Окружность юрты состоит от двух до восьми решеток, связанных вместе и называемых канат.

Ууки, или выгнутые стрелы, составляют свод юрты, нижние концы их привязываются к кереге, а верхние, заостренные, запускаются в дыры, пробитые на боку чангарака, составляющего самый венец юрты.

Чангараком называется деревянный круг, скрепленный несколькими выгнутыми кверху поперечинами. Он служит в юрте отверстием для прохода дыма и света и закидывается отдельной квадратною кошмою, по нужде снимаемой и закидываемой.

Войлоки, которыми закрывается юрта сверху, имеют различный вид и потому носят разные названия. Нижние кошмы, закрывающие кереге, называют туурлык; верхние, лежащие на стрелках, – узюк; кошма, имеющая четырехугольный вид с удлиненными концами, накидываемая на чангарак, называется тюндюк. Для выхода дыма из юрты в ненастную погоду тюндюк поднимается на бакан, т. е. жердь, которая зацепляется за угол его изнутри и подымается против ветра, чтобы заградить его. Особенный небольшой продолговатый войлок, подшитый чием, закрывает дверь. Для большей теплоты кереге одеваются снаружи между ним и кошмою еще чием – тонким тростником, обмотанным разною цветною шерстью.

Ставить юрту – дело кайсацких жен. Да и нетрудно ее поставить: связать кереге, поднять чангарак на ууки, накинуть кошмы, обвязать все это двумя арканами да вставить и привязать к краям кереге бруски дверей – и вся работа.

Окраины войлоков для прочности обшиваются джиеком, т. е. вязаною шерстяною кромкою, а нижние края узюка – особыми шерстяными, иногда суконными, разного цвета с фигурными клапанами, пришиваемыми за оба конца к кошме; под эти клапаны, отстоящие один от другого во всей окружности юрты на аршин, продевается особая широкая красная шерстяная тесьма, называемая баскур, которая и укрепляет плотно узюк к дереву юрты. Иногда косяки дверей с обеих сторон убираются костяными резными фигурными изображениями или обиваются тонкими [пластинками] меди с выдавленными украшениями. Внутри богатые кайсаки юрту украшают шелковыми ташкентскими материями; такие чистые юрты обыкновенно изготовляются в приданое дочери и называются утау, их не выставляют зимой, чтоб не задымить, а можно видеть только летом, и то [ставят их только] для дорогих гостей. Средняя цена юрты такого достоинства от 200 до 400 баранов. Белая кошма, употребленная на юрту, предпочитается другому цвету.

Кереге, ууки и чангарак красятся пережженною охрою (джуса). В бури юрта под чангарак подпирается изнутри высокой палкой и сопротивляется напору. Палка эта называется бакан.

Взглянем теперь внутрь юрты. Супружеское ложе в юрте помещается от входа или направо или прямо против дверей; все богатства и имущество помещаются в коврах и русских красных ящиках по правую сторону кровати и при посещении любимым гостем накрываются большим шелковым ковром. Почетное место, где усаживают почетных гостей, – около изголовья постели.

Саба с кумысом и вычурным [поставленным] в нее писпеком, т. е. палкой, употребляемой для взбивания кумыса, ставится немного поодаль, в ногах кровати; домашняя утварь направо от входа загораживается отдельным чием. Оружие вешается над постелью. На чангараке, особенно осенью, вы увидите коптящуюся конину, баранину, казы, о которых в своем месте будет сказано, новые турсуки под кумыс, подойники, шкуры под айран и пузыри под масло.

На кереге встретите русский медный таз с приделанным к нему уродливым железным кольцом, рядом с ним нагайку и за ууком шапку или чашку. У простых и бедных киргизов беспорядок еще больше; там нет почетного места для кунака, по крайней мере его нельзя заметить, как замечается это у порядочного кайсака, в юрте которого постланы на землю кошмы, а на почетном месте – сверху ковер. У бедняка везде видно неряшество, начиная с почерневшего от дыма чангарака до прогоревшей на земле ямы от постоянного огня.

К окончательной и полной картине юрты присоединяется еще чайник для чая или кувшин (куман) с водою для омовений, никогда не сходящие со своего обычного места, на котором разводится огонь.

У киргиз-кайсаков существует еще другая юрта, называется кос (кош), или джулум-уй. Она употребляется у них для табунщиков лошадей или во время походов и в этих случаях для перевозки вьючится на лошадей. Кошей немного, и если в ауле иногда и встретится кош, то он, вероятно, принадлежит торговцу. Кош отличается от юрты прямыми ууками и отсутствием чангарака, вследствие чего имеет коническую вершину, нижние концы ууков вместо завязок заменены короткими петлями, которые скоро надеваются на головки кереге; кош редко бывает больше двух отделений решеток.

Этот кош перешел к торговцам, которые признали его удобным во время хода караванов.

Есть еще третий род юрты, которая называется калмак-юй (калмыцкий дом). По значению названия уже видно, что этот дом перешел от калмыков-торгоутов. Этот калмак-юй, или иначе торгоут-юй, от кайсацкой юрты отличается только тем, что ууки его длиннее и менее выгнуты, чангарак в диаметре не более пяти четвертей, и вообще эта юрта имеет более коническую форму.

Источник: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1984, 2-е изд. доп. и переработанное, стр. 188-190