(Березин. Казань, 1853 г.)Отделение IV, часть первая.О последователях и последовательницах из Булгара
Запись представляет собой извлечение из работы И. Н. Березина «Булгар на Волге», опубликованной в 1852 г. в «Ученых записках» Казанского университета, а в 1853 г. вышедшей отдельной книгой. В свою очередь, этот труд представляет собой комментированный перевод книги Хисам ад-дина б. Шараф ад-дина Булгари, написанной в первой половине XVI века. Ш. Уалиханов, занимаясь изучением истории ислама, заимствовал из этой книги все, что относилось к этому вопросу, и прежде всего из четвертой главы, посвященной «Истории ислама в Булгаре и соседственных местах».
В девятый год эры мусульманской (по эре болгарской, сказано в одном манускрипте), в знак рыб, [на] 9-[й] день рамазана священного. Тогда был Айдар-хан (т. е. декабря 630 г. по Р. X.), пророк наш, , отправил в Булгар для проповедования веры ислама трех : 1-й — , 2-й — , 3-й — (в другом манускрипте Френа он назван , [которые] и выдали себя за докторов-дервишей. Тогда Волга протекала под Болгарами и ушла и потекла с западной стороны при Барадж-хане . (Эпоху эту одни относят к XI, другие — к XV столетию). Это случилось в 396 г. геджры (1005-1006 г. по Р. Х.).
Болгары при посылании этих были огнепоклонниками. Эти лечили и вылечивали многие болезни. У Айдар-хана заболела дочь : у нее был паралич. Тогда сказал: «Хан мой, да продлится жизнь твоя! В ваш город из арабских кочевьев пришли три лекаря; в медицине нет им подобных, но вера их не похожа на нашу». В это время в городе было 520 домов. знал , Абдурахман имел чалму, Зубейр — чернильницу и Тулейха — жезл, данный пророком. Все приняли ислам. Эти жили три года (по Френу ), строили мечети, медресе, произносили . Двое возвратились в Медину, а господин Зубейр остался и женился на дочери хана Туйбике, 20 лет провел в наставлении народа и умер в Булгаре.
Вот ученики трех из болгар:
Могильные молельни всех этих находятся в Булгаре.
В 195 геджры из учеников Зубейра никого не осталось.
Стр. 80. О последователях из окрестностей Булгара с западной стороны Урала из дикарей-башкирцев от реки Ай Айткул сын Заида []; они обратили в ислам свои юрты.
От реки Уфы «В местах соединения реки Уфы с Белой находятся юрты ногайского (?) хана Бай-Джуры-хана (?). Из вышедших оттуда известны сын и другие, могилы коих находятся по течению Уфы».
Из аула Тогаш-хана на Белой реке два последователя обратили в ислам все племена башкурт и мишар.
Отделение о знаменитых шейхах в Булгаре
Исчисляется от 909 г. геджры (1503-1504) до 989 (1581 г. по Р. X., стр. 87).
С ю[го]-з[ападной] стороны реки Нукрат (Вятка) течет река, называемая Буру. Там в казахском ауле известен Байраш бен Ибраш-суфи, господин публичной зикры и разрешитель. От Урала в Туркестане у ходжи Ахмета Сеюви. По той же реке в ауле Адай-Черемыш известен Ишмухаммед — сын Токмухаммеда. Он учился у ходжи Байраша
Стр. 88. Из булгарского племени из аула или . Идрис — сын Зюльмухаммеда, отправившись в Яркенд , поступил в к шейху Гедиятулла, учился у него правилам мистицизма 15 лет. Близ Чаллы в ауле казакском — Ахунд Ше’м бен Иштерак, учился в Багдаде, сделался преемником Фейзуллы-эфенди. Он также словом и делом упрямил дорогу людей в Казани, Уфе, Алатуре, Синбире, Сарытау, Сарычине, Тобуле; ныне могила его находится в Терберди-Чаллы у казаков.
Близ Чаллы в ауле Бердибек-хана находится могила ходжи Хабибуллы. На Мензеле в юрте Мустафы-хана находится могила Аруф-Билля Ходжи Байрама, стр. 90. В ауле Байгура-Черемыш, близ [реки] Белой, известна могила ходжи Эмир-Келяна. Стр. 90 же: на реке Дим близ аула Кипчак находятся могилы ходжей Тугаша, Бекташа и Сулеймана.
Гора ; течет под ней родник мужей исчезновения , ибо там похоронен глава мужей исчезновения Абдель Самед.
С севера в Чулман и Белую впадает много рек, известные из них и два Черемшана: Большой и Малый.
Источник: Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4 – Алма-Ата, Главная редакция Казахской советской энциклопедии, 1985, 2-е изд. доп. и переработанное, стр. 120-124