ОМСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС

1847-1853

Омский Кадетский Корпус

Султан Шынгыс поддерживал стремление своего сына к знаниям. Он понимал, что достойное образование он сможет получить только за пределами степи. Поэтому осенью 1847 года отец привез двенадцатилетнего Шокана в Омск. Здесь с помощью друзей он устроил его в Сибирский кадетский корпус, который в то время считался лучшим учебным заведением в Сибири. Кадетский корпус Шокана Уалиханова был своего рода аналогом Царскосельского лицея в азиатских владениях Империи.

Сибирский кадетский корпус был создан в 1845 году на базе бывшего училища Сибирского линейного казачьего войска, в котором когда-то обучался и отец Шокана Уалиханова. При новом положении в корпус могли поступать лишь сыновья дворян и казачьих офицеров. Сообразно сословному делению, воспитанники разделялись на роту и эскадрон. По 120 человек в каждом: рота для дворян, эскадрон для казаков. В эскадрон, кроме казаков, допускались и сыновья казахской знати. Здесь закончилось детство Шокана Уалиханова и начался его путь во взрослую жизнь.

Кадеты в первую очередь изучали военные дисциплины: основы тактики, артиллерии, фортификации. Их обучали также строю, гимнастике, плаванию, фехтованию, верховой езде и даже пению и танцам (в то время все это считалось обязательным для представителей офицерского сословия). Но самое главное — в корпусе преподавались и общеобразовательные дисциплины: математика, физика, география, химия, история и литература. Кроме того, при корпусе находился особый класс восточных языков, где преподавали монгольский, арабский, персидский и тюркские языки. Благодаря такой подготовке из стен корпуса вышла целая плеяда выдающихся ученых и исследователей. В их числе — ученый востоковед – друг Шокана Уалиханова Григорий Потанин.

Обер-офицер эскадрона Сибирского Кадетского корпуса. 1856 г.

Портрет Шокана Уалиханова хорошо представляется со слов Потанина, который описывал его как юношу, с самого начала проявившего большие способности к образованию. Уже через два года четырнадцатилетний Шокан «не только обогнал идеями весь класс, но и тот класс, который был старше двумя годами». С необычайным рвением он принялся усваивать непривычные для жителя степи науки. Наставники и преподаватели были уверены, что из него получится выдающийся ученый. Уалиханову по большей части везло с педагогами. Всесторонне образованный Ждан-Пушкин, историк Гонсевский, географ Старков, учитель рисования Померанцев, учитель словесности Костылецкий — они оказали огромное влияние на юного Шокана.

Николай Федорович Костылецкий открыл Шокану имена Пушкина и Низами, Гоголя и Фирдоуси, наставлял его в русской литературе и формировал из него образованного востоковеда. В ответ Уалиханов во время летних каникул усердно собирал для своего педагога казахские песни и легенды. В их числе — поэму «Козы-Корпеш и Баян-Сулу», которую Шокан записал, находясь в Убаганской степи. Все собранные Уалихановым материалы Костолецкий, заботясь о будущем своего ученика, переправил в Петербург знаменитому ученому-востоковеду И. Н. Березину. Впоследствии между Уалихановым и Березиным завязалась активная переписка по вопросам восточной словесности.

По словам того же Потанина, быстрому развитию Шокана Уалиханова способствовали не только его собственные таланты и усердие преподавателей. Местная знать и интеллигенция Омска уделяли особое внимание отпрыску казахского аристократа. Считалось почетным приглашать сына султана на празднества и светские приемы. Шокан часто посещал семью востоковеда Сотникова, художника Померанцева, гостил у образованного офицера Карла Казимировича Гутковского.

Гутковский имел особенно сильное влияние на Уалиханова. В дальнейшем, будучи помощником военного губернатора Семипалатинской области, он будет оказывать молодому офицеру всевозможную поддержку в науке и по службе. Шокан называл его своим другом и просил помощи в борьбе с омскими чиновниками. Обращаясь к К. К. Гутковскому, Шокан писал: «Мы Вам соорудим памятник и напишем: “Благодарные киргизы Карлу Гутковскому, избавителю своему”». Товарищеские отношения сложились у Уалиханова с генералом Колпаковским. Герасим Алексеевич оказался верным дружбе с Шоканом и многое сделал для увековечивания его памяти.

Не обходилось и без проблем. Между «эскадронными» и «ротными» кадетами существовала некоторая неприязнь, порой переходившая в прямое противостояние и даже в потасовки. Но и среди своих Уалиханов находился далеко не в самом привилегированном положении — слишком уж он выделялся. Однако с годами Уалиханов завоевывал все более независимое положение. Он уже не реагировал на обидные шутки в свой адрес, не лез в драки. Более того, вскоре он заставил других кадетов считаться со своим острым языком. Через некоторое время весь эскадрон стал обращаться к нему за советом «в делах особо тонких и щепетильных, в вопросах чести». Никто лучше него не мог рассудить спорщиков и дать правильный совет, ведь недаром Шокан был внуком бия Шормана.

В отличие от своих сокурсников, лето Уалиханов проводил не в лагерях с военной подготовкой, а у себя дома, в усадьбе Сырымбет. В это время он предпринял первые попытки исследовательских изысканий. Кадет Уалиханов начал жадно изучать и фиксировать на бумаге, казалось бы, привычный ему степной мир. Его интересовало буквально все: природа, быт кочевников, древние песни и легенды, общественный строй казахов.

Накопленные знания и сведения Шокан начал применять на практике, еще обучаясь в кадетском корпусе. В первых самостоятельных работах Уалиханова, написанных в этот период, он высказывает свое мнение о некоторых восточных рукописях. При этом Шокан смело подвергает сомнению выводы авторитетных исследователей (таких как А. И. Левшин, И. Н. Березин, Е. К. Огородников и др.), указывая на их ошибки при прочтении образцов восточной письменности.

Мечтами о больших научных исследованиях родного края Уалиханов делился со своим другом Григорием Потаниным, который учился в кадетском корпусе на курс старше. Будущий знаменитый путешественник и ученый, Григорий Николаевич в то время был обычным сыном казачьего офицера и особого рвения в учебе не проявлял. Но знакомство с Шоканом изменило его отношение к наукам и повлияло на всю дальнейшую судьбу.

Вместе они мечтали отправиться в путешествие в глубь Азии и добраться до озера Кукунор. Они планировали поступить в Петербургский университет: Шокан — на восточный факультет, Григорий — на естественное отделение. Дружба Потанина и Уалиханова оказала огромное влияние на формирование научных взглядов и исследовательского стиля у обоих.

В 1853 году восемнадцатилетний Шокан Уалиханов окончил Сибирский кадетский корпус и был определен в корнеты по армейской кавалерии.