Философия Чокана Валиханова

Скрытые философские взгляды

Среди множества законченных и незаконченных трудов, созданных Чоканом Валихановым за его короткую, но насыщенную и плодотворную жизнь, невозможно найти ни одной работы, посвященной исключительно вопросам философии. Философия не входила в число целевых интересов знаменитого казахского ученого и исследователя. Тем не менее, затрагивая вопросы истории и религии различных народов, анализируя этнографические и литературные материалы, Валиханов не мог обойти стороной темы философии и мировоззрения. Из его пояснений и комментариев, встречающихся в главных произведениях и, в особенности, мало знакомых широкому читателю черновиках и дневниках, можно получить определенное представление о философии и мировоззренческих взглядах Чокана Валиханова, его убеждениях и ценностных ориентирах.

Наиболее важными в этом отношении представляются работы Валиханова, посвященные религиозным представлениям кочевников, их обычаям и мифологии. К ним относятся, например, такие работы, как «Следы шаманства у киргизов», «О мусульманстве в степи», а, главное, его дневниковые записи, где Чокан мог позволить себе отойти от описательной части своих путешествий и перейти к размышлениям об особенностях культуры и быта встреченных им племен, исторических аспектах формирования религиозных и мировоззренческих взглядов, цивилизационных различиях народов.

Место религии в философии Чокана Валиханова

Анализируя работы, в которых прослеживаются философские взгляды Чокана Валиханова, нельзя не заметить, что он не был религиозен. Чокан придерживался материалистического подхода в своих исследованиях. Подобные взгляды, очевидно, сформировались под влиянием прогрессивной интеллигенции того времени, с представителями которой Валиханов тесно общался еще будучи воспитанником Омского кадетского корпуса. Преподаватели Чокана, такие как Костылецкий, Ждан-Пушкин, Гонсевский придерживались передовых взглядов, стремительно распространявшихся в образованном обществе, и под влиянием мировоззрение Чокана освобождалось от суеверных и мистических представлений о мироустройстве.

Позднее это отразится в его трудах о шаманизме. Статья «Следы шаманства у киргизов», по сути, представляет собой не этнографический анализ, а конкретную попытку объяснить мистическую составляющую в жизни и быте кочевников с материалистических позиций. «Шаманство, с одной стороны, есть почитание природы вообще и в частности. Человек действует и живет под влиянием природы. В этом смысле шаманство представляет крайний материализм», – писал Чокан Валиханов, и в этом заключении явно просматривается философия, а точнее наличие у Валиханова склонности к философским размышлениям и выводам.

Не менее интересно с философской точки зрения отношение Валиханова к исламу. Неподготовленному читателю может показаться, что Чокан относился к мусульманскому учению не просто как материалист относится к любого рода религии, а прямо с нескрываемой враждебностью. На самом деле неприязнь Валиханов испытывал только по отношению к татарским муллам, которых русская администрация активно завозила в казахскую степь. Форму ислама, которую эти муллы прививали казахам, Чокан считал чуждой и неестественной для своего народа. Тем не менее, выражая недовольство, к проблеме этой он относился философски. «Вообще киргизскому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть европейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский период, как русские прошли через период византийский», – писал он, подразумевая неизбежность укрепления религиозной составляющей в жизни общества при цивилизационном развитии, исходя из исторического опыта.

В интересах своего народа

Не менее ярко проявляются философские взгляды Чокана Валиханова при его отстаивании права казахского народа на собственное цивилизационное развитие. Особенно ярко это проявилось в его знаменитой работе «Записка о судебной реформе».

«Народ наш имеет богатую и не лишенную поэтических достоинств растительную литературу, более близкую к индогерманскому эпосу, чем к восточным произведениям этого рода. Наконец, что всего важнее, формы нашего общественного развития находятся в том самом безыскусственном периоде, когда они представляют наибольшую аналогию с результатами высшего, культурного развития. На этом факте основаны все наши надежды на будущее», – обращался Валиханов к русским властям, призывая их осмысленно подходить к проведению реформ в казахской среде.

В «Заметках по истории южносибирских племен» Валиханов писал: «В Европе до сих пор господствует ложное понятие, представляющее кочевые племена в виде свирепых орд и беспорядочных дикарей. Понятие о кочевом монголе или киргизе тесно связано с идеей грубого и скотоподобного варвара. Между тем большая часть этих варваров имеет свою литературу и сказания — письменные или изустные».

В своих трудах, касающихся жизни и истории казахского народа, Валиханов всячески подчеркивал особенности социального и культурного устройства казахского общества, факторы, повлиявшие на формирование мировоззренческих представлений кочевников. Даже в таких вопросах, как особенности казахского языка, Чокан Валиханов отмечал необходимость подходов к его пониманию с учетом морально-нравственных и традиционных факторов казахского общества.

***

В небольшой статье трудно уместить все цитаты и выдержки, которыми знаменитый казахский просветитель Чокан Валиханов мог бы быть охарактеризован с философской точки зрения, и из которых можно было бы сложить четкое представление о том, что представляло из себя его мировоззрение. Тем, кому хотелось бы подробнее ознакомиться с философскими взглядами Валиханова рекомендуется обратить внимание на следующие работы ученых – исследователей наследия Чокана:

Сегизбаев О.А. “Казахская философия XV – нач. ХХ вв.”

Зиманов С., Атишев А. “Политические взгляды Чокана Валиханова”

Бейсембиев К. Б. “Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период)”