Время Шокана

В 1835 году в Италии родился Джузеппе Мелькиоре Сарто — будущий Папа Римский Пий X, в Соединенных Штатах Америки издал свой первый крик Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс — будущий всемирно известный писатель Марк Твен, а в Казахской степи появился на свет Мухаммед-Ханафия Шынгысулы — будущий гениальный исследователь и просветитель, бесстрашный путешественник и гордость всего Казахстана Шокан Уалиханов.

Родился он в ту пору, когда его родной край переживал время значительных преобразований. Казахстан вступил в завершающий период присоединения к Российской империи, и сложившиеся веками порядки и устои подвергались невиданным до тех пор реформам.

Если бы не новые порядки, Шокан, вполне вероятно, мог бы стать ханом Среднего жуза. Этим титулом обладали его дед Уали и знаменитый прадед Абылай, которому даже на какое-то время удалось объединить все три казахских жуза. Но в 1822 году царским правительством был принят «Устав о сибирских киргизах», согласно которому институт ханской власти в степи упразднялся. Вместо этого в новообразованных округах появились старшие султаны (ага-султаны), которые на первых порах выбирались из числа представителей местной знати — чингизидов.

ПОЧЕМУ ШОКАН?

При рождении Шокан Уалиханов получил имя Мухаммед-Ханафия. Шокан – это прозвище, данное ему, по одним сведениям, матерью Зейнеп, а по другим – бабушкой Айганым. Что оно означает? В казахском языке есть слова шоқаю и шоқию. Первое означает «сесть на корточки», второе - «присесть на колени». Еще одно выражение - «шоқаң етті» - означает «мгновенно сесть на задние ноги».

Вероятно, юный любознательный Шокан подолгу наблюдал за бытом своих соплеменников, а также офицеров и исследователей, прибывавших в Кушмурун и Сырымбет. И делал он это, присаживаясь на корточки. Отсюда и прозвище.

Интересно, что многие рукописные листы и страницы дневников Уалиханова явно написаны, что называется, на коленке. То есть привычка сидеть на корточках сохранилась у него на всю жизнь.

Прозвище со временем заменило настоящее имя, и в истории Уалиханов остался именно как Шокан, а не Мухаммед-Ханафия.

Старший султан избирался сроком на три года, а затем мог неоднократно переизбираться. На время службы ему присваивался чин майора. Султан, избиравшийся на три срока подряд, имел право на звание дворянина. Но одних выборов для обретения должности ага-султана было мало. Согласно Уставу, избранный султан должен был еще получить «утверждение от областного начальства». Именно этот пункт помешает Шокану в 1862 году стать старшим султаном. Выборы Уалиханов выиграл, но омская администрация предпочла назначить на эту должность его более покладистого и предсказуемого соперника Ердена Сандыбаева. И это несмотря на то, что старшим султаном был отец Шокана Шынгыс. А в том же Уставе говорилось, что звание старшего султана является наследственным.

Казахские беркутчи. Фото второй половины XIX века

Это было не единственным противоречием в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 года. Многие положения, предусматривавшие порядок организации административного управления, судебного производства и налогообложения на практике привели к неразберихе, злоупотреблениям и коррупции. Так, например, прикрываясь Уставом, многие волостные исполнители использовали «кибиточный сбор» для изъятия у населения скота. Скот затем продавался, в казну перечислялись только предусмотренные по отчетности деньги, а разницу султаны присваивали себе. Назначенные для контроля царские чиновники на деле получали свою долю и закрывали глаза на нарушения. Утвержденная система административного управления в реальности оказалась недееспособной. В частности, из-за этого в Степи так и не были построены предусмотренные Уставом больницы, школы и благотворительные заведения.

Новый порядок предусматривал строгую административную иерархию: округ-волость-аул. При территориальном делении на округа и волости составителями «Устава» декларировался учет исторически сложившихся родоплеменных угодий казахов, но на деле это привело к неразберихе. Так, согласно документу, аул должен был состоять из 50-70 юрт. Но в реальности аулы некоторых родов состояли всего из 5-10 юрт и вынуждены были объединяться с другими мелкими аулами, чтобы удовлетворять критериям «Устава». Большим же аулам, насчитывавшим больше сотни жилищ, наоборот, пришлось дробиться.

Еще более неприятными для казахов оказались территориальные ограничения для кочевок. Аулам строго запрещалось покидать пределы своего округа. Это приводило к крупным неприятностям, вплоть до голодных бедствий из-за джута.

К концу 30-х годов «Устав» уже не отвечал декларируемым при его принятии целям «установления в Степи частной безопасности и вообще спокойствия и тишины». Вместо этого по Казахстану прокатилась волна народных восстаний против новых порядков, наиболее массовыми из которых были выступления султанов Губайдулы и Саржана, а также Кенесары.

Поэтому в 1838 году император Николай I издал указ, согласно которому было принято «Положение об отдельном управлении сибирскими киргизами». По этому «Положению» была проведена реорганизация административной системы Западно-Сибирского генерал-губернаторства. Функции по управлению Казахской степью передавались от и без того загруженного Омского областного управления специальному учреждению — Пограничному управлению сибирскими киргизами. Централизация управления требовала более конкретного руководства и контроля со стороны российского правительства. Это и было сделано благодаря принятию «Положения» 1838 г.

КОГДА РОДИЛСЯ ШОКАН УАЛИХАНОВ?

Никто не знает, в какой конкретно день родился Шокан Уалиханов. В то время в Казахской степи никто не вел регистрационных записей новорожденных. Известно только, что произошло это в ноябре 1835 года. Однако и в этом можно усомниться. В формулярных списках, хранящихся в архиве МИД России, указаны разные сведения. В одном написано, что в сентябре 1860 года Шокану Уалиханову было 25 лет. Но в другом карандашом указано, что в октябре того же года ему было 24. Здесь же, на полях, также карандашом, отмечено, что в ноябре 1853 года Уалиханову было 18 лет. Эти незначительные противоречия можно объяснить простой небрежностью составителей формуляров. Но как тогда быть с близким другом Шокана Уалиханова и товарищем по кадетскому корпусу Г. Н. Потаниным, который всю жизнь был уверен, что Уалиханов родился… в 1837 году. Этому есть объяснение, которое Г. Н. Потанин сам обосновал в своих воспоминаниях о Шокане. «Судя по тому, что он поступил в Сибирский кадетский корпус в 1847 г. (осень), а в корпуса поступали в десятилетнем возрасте, — родился он в 1837 году», - писал Г. Н. Потанин. Следовательно, его версия основывается исключительно на предположении. На самом же деле Уалиханов поступил в кадетский корпус в 12 лет.

Сцена из быта казахов второй половины XIX века

Такое активное участие в управлении Степным краем царская администрация принимала потому, что хотела усилить свои геополитические и стратегические интересы в Центральной Азии. Также нужно было обеспечить безопасность торговых отношений России с азиатскими странами и создать условия для развития горнорудной промышленности.

Богатая своими минеральными ресурсами, скотом и стратегически выгодно расположенная посреди континента Казахская степь давно привлекала внимание российских предпринимателей. И не только российских. С юга стремились распространить свое влияние на степные просторы правители Коканда и британские торговые компании. С востока, после падения ослабевшей в бесконечных войнах и междоусобицах Джунгарии, продвигался Китай. Ему уже относительно легко покорился Восточный Туркестан, и китайские императоры не скрывали своих притязаний на оставшиеся бывшие территории разгромленной ими Джунгарии.

Казахские ханы в сложившейся обстановке пытались лавировать между всеми влиятельными сторонами. Они одновременно присягали на верность Российской империи, получали ханские ярлыки в Китае и платили подати Коканду. Так продолжалось, пока Россия не решила передвинуть свою государственную границу с сибирских линий за территорию Казахской степи. Основание: казахские правители присягнули на верность России, и казахи, как заявил генерал-губернатор Сибири и разработчик «Устава о сибирских киргизах» М. М. Сперанский, «юридически являются подданными Российской империи».

Со стороны остальных внешнеполитических игроков это расширение границ Российской империи активного сопротивления не встретило. Китай после нескольких неудачных военных походов на Коканд был занят подавлением бесконечных восстаний в Восточном Туркестане. Все внимание Британской империи было сосредоточено на освоении юго-восточных рынков и военных кампаниях против Китая. Вялое сопротивление отсталого в военно-техническом и промышленном отношении Кокандского ханства закончилось с походом полковника Черняева 1864-65 гг. (в нем, хоть и недолго, успел поучаствовать в небоевом статусе и Шокан Уалиханов). В 1868 году Коканд потерял независимость и превратился в протекторат России.

Английская карта Восточного Туркестана. 1874 г.

В таких непривычных для жителя степи условиях и предстояло формироваться личности Шокана Уалиханова. Его отец, прекрасно понимая важность качественного образования в это непростое время, направил своего двенадцатилетнего сына в Омск — в военное училище.

Омск в то время был административным центром Западной Сибири и Степного края. О значимости его статуса хорошо говорит тот факт, что Омск был одним из немногих городов, над которым разрешалось поднимать государственный флаг Российской империи, наряду с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, Гельсингфорсом (Хельсинки) и Тифлисом (Тбилиси).

Омск. Раскрашенный снимок конца XIX века

При этом Омск оставался военным городом-крепостью, каким он и задумывался при основании. Отсюда осуществлялось командование всеми войсками Сибирского линейного войска. Все сферы жизни неофициальной столицы Западной Сибири были пропитаны военным духом. В том числе и в части учебных учреждений.

Изменения в общественно-политической жизни России XIX века коснулись и сферы образования. Было создано Министерство народного просвещения, приняты «Устав университетов» и «Устав учебных заведений». Вводилась новая система народного образования и управления учебными заведениями. Основными принципами этой системы стали: бесплатность, бессословность (кроме крепостных крестьян), преемственность образовательных учреждений. Россия была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых был свой университет.

В 1836 году была начата реформа военных учебных заведений Российской империи. Появился единый учебный план для кадетских корпусов, в том числе рассчитанный на обучение так называемых «инородцев». В 1847 году двери одного из таких учебных заведений, а конкретно — Сибирского кадетского корпуса в Омске, раскрылись перед Шоканом Уалихановым.

ЖЕЛЕЗНАЯ КРОВАТЬ

В различных публикациях об Уалиханове часто встречается утверждение: мол, во время поездки в Кашгар Шокан находился на грани разоблачения, потому что пил чай из самовара и спал на раскладной железной кровати. Это, якобы, и выдавало в неприметном купце Алимбае (за личиной которого прятался Уалиханов) русского офицера. Но странно, что Шокан, проделавший вместе с другими офицерами долгую и кропотливую работу по созданию надежной легенды, не удосужился подумать о таких мелочах. Трудно что-либо сказать насчет самовара. Сомнительно, чтобы Уалиханов предпочел возить с собой по перевалам громоздкое устройство вместо компактного и привычного всем чайника. Но даже если это и так, вряд ли в Кашгарии того времени самовар все еще был экзотикой. Неподалеку в Кульдже вовсю действовала русская фактория, и самовары там были и продавались (об этом свидетельствуют записи Шокана Уалиханова о торговле в Кульдже).

Читать дальше...

Омский кадетский корпус. Раскрашенный снимок конца XIX века

Создано это военное учебное заведение было на базе училища Сибирского линейного казачьего войска. Главным отличием стал сословный состав кадетов — в корпус принимали только детей дворян (эскадроны) и казачьих офицеров (роты). Простых казаков в корпус не принимали. В ротах также допускалось обучение сыновей казахской знати.

Казахи на омском базаре. Снимок второй половины XIX века

Помимо военных и общих дисциплин, в корпусе стали преподавать естественные и точные науки, а также восточные языки. Благодаря этому корпус очень быстро превратился в передовой образовательный и научный центр Западной Сибири.

Казахская семья. Омск. Фото второй половины XIX века

В 1851 году в Сибирском кадетском корпусе был принят учебный план «Об обучении детей киргизских султанов, программа по разным предметам об изменениях по учебной части». Рассчитана она была на восьмилетний цикл обучения. Однако в том же году начальник штаба по управлению военно-учебными заведениями Я. И. Ростовцев направил в корпус предписание, согласно которому среди детей казахских султанов ограничивалось преподавание политической и новой истории, а выпускать их с офицерским чином рекомендовалось «по окончании ими курса четвертого общего класса». Таким образом казахские кадеты не попадали на последний специализированный военный курс, на котором преподавались тактика, артиллерийские науки и фортификация. Впрочем, и сам спецкласс появился в Сибирском кадетском корпусе только в 1853 году, когда учебная программа была увеличена с шести до семи лет (восьмой «лишний» год у «инородцев» был связан с необходимостью изучения русского языка). Шокан Уалиханов учился по старой, шестилетней программе, на общих основаниях с другими кадетами. И в 1853 году он уже успешно сдал выпускные экзамены и ожидал назначения в войска.

Рост уровня и качества образования, создание прочной университетской базы позволили значительно расширить потенциал российской науки. Создавались условия для астрономических наблюдений, лабораторных исследований. Увеличилось количество географических экспедиций. В 1845 году было создано Русское географическое общество, действительным членом которого в дальнейшем станет Шокан Уалиханов.

ШТАБС-РОТМИСТР или ШТАБС-КАПИТАН?

По поводу воинского звания, которое носил Шокан Уалиханов, у многих людей возникают вопросы. Это дает повод к появлению различных необоснованных версий о его службе в качестве русского офицера. Дело в том, что в некоторых документах после 1860 года он указан в чине штабс-ротмистра, а в других упомянут как штабс-капитан. Так какое же звание настоящее? Никакого противоречия здесь нет. Дело в том, что Шокан Уалиханов служил в кавалерии. Учитывая, как он исполнял свои служебные обязанности в дальнейшем, это выглядит странно. Но, окончив Сибирский кадетский корпус, Шокан выпустился в звании корнета «по армейской кавалерии». И хотя никогда в жизни ему не приходилось участвовать в конных атаках, формально он был причислен к 6-му кавалерийскому полку Сибирского казачьего войска. Понятия «штабной офицер» в армейских формулярах того времени не существовало. А потому, когда император Александр II своим высочайшим указом жаловал Шокана Уалиханова повышением в чине за участие в миссии в Кашгар, то чин этот именовался «штабс-ротмистр», как принято было в кавалерии, что соответствовало званию «штабс-капитана» в пеших, артиллерийских и инженерных войсках. Так как оба звания имеют один и тот же ранг, Шокана Уалиханова иногда называли штабс-капитаном, а не штабс-ротмистром.

Императорский университет

Одним из главных направлений экспедиционных исследований ученых в то время стала Центральная Азия. Изучение Степного края начало постепенно входить в круг работы государственных органов и различных ученых. Первые попытки исследования Казахской степи были связаны с именем М. В. Ломоносова. Именно он был организатором степных экспедиций по изучению истории, лингвистики, этнографии и создания географических карт. Итогом исследования Казахстана стал выход в 1832 году книги русского ученого-этнографа А. И. Левшина «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» в трех частях. Значительную работу развернули научные организации. В 1867 г. было открыто Оренбургское отделение Русского географического общества, в 1877 г. основано Западносибирское отделение РГО, а позднее его Семипалатинский подотдел, с которым сотрудничал Абай Кунанбаев.

К середине XIX века реформы в России приобрели еще более широкий размах. Они затрагивали все большие и большие сферы жизни. В 1855 году скончался император Николай I. Его правление ассоциируется с расправой над декабристами, подавлением любых либеральных идей, разгулом чиновничьего произвола, а также бесконечными и бессмысленными военными кампаниями, включая печально известную Крымскую войну. На престол взошел Александр II. «Царь-освободитель» не только отменил крепостное право, но и провел коренные реформы практически во всех сферах общественной и политической жизни Империи. При нем Россия если и не стала свободнее, то, по крайней мере, здесь сложилась атмосфера более благоприятная для интеллектуальной среды.

Основной действующей силой проведения реформ времен царствования Александра II были так называемые «либеральные бюрократы» — небольшой круг высших чиновников, понимавших необходимость преобразований. Центрами их собраний стали салон великой княгини Елены Павловны и Морское министерство в связке с Русским географическим обществом. На период проведения разных реформ Александр II назначал «либеральных бюрократов» на важные руководящие посты, а затем снимал их, чтобы избежать конфликта с консервативной аристократией.

ПАРИЖ

Немало споров среди исследователей вызывает вопрос: бывал ли Шокан Уалиханов в Париже? Свидетельства людей, знавших Уалиханова лично, дают однозначный ответ – нет, не бывал. Тем не менее, далеко не все с этим согласны. В пользу «парижской» версии приводятся несколько аргументов. Во-первых, сам Шокан Уалиханов в своем письме родителям от 4 ноября 1860 года писал: «Бог даст, через месяц выеду из Петербурга в Париж, для чего взял деньги у одного человека… Теперь по получении настоящего письма переведите мне тысячу рублей, предназначенную вами мне на годовое содержание. Говорят, за границей несостоятельного должника… сажают в долговую тюрьму».

Читать дальше...

Финансовая реформа носила антикоррупционный характер и была направлена на переход финансовой системы на капиталистические рельсы. Был создан Государственный банк, введена открытая система финансовой отчетности.

Военная реформа ликвидировала военные поселения, создавала боевой резерв, за счет которого доукомплектовывались части в военное время, вводила в оборот понятие «военный округ». Земская реформа предусматривала создание органов самоуправления в сельской местности (земства), что было весьма прогрессивным шагом для того времени.

Вместо старой сложной многоступенчатой системы судов, при которой некоторые процессы могли длиться десятилетиями, появлялась структура мировых и общих судов. Дела разделялись на административные и уголовные, а для особо тяжких уголовных дел вводился суд присяжных.

По отношению к Казахскому краю Россия поставила задачу коренной перемены прежней системы управления. Земская и судебная реформы затронули и Казахстан. В 1862 году Шокан Уалиханов принял участие в комиссии, которая изучала мнение казахского населения о будущей модели судебной системы в степи. В своей работе «Записка о судебной реформе» он считал крайне важными для казахского народа радикальные реформы (но с учетом традиционных устоев казахского общества) и предложил систему административного управления на началах народного самоуправления. Все это было созвучно взглядам начавшей формироваться демократической общественности. Шокан Уалиханов был уверен, что улучшение положения казахов во многом связано с преобразованиями в самой России.

Инсценировка казни петрашевцев

Под влиянием европейской либеральной мысли в 40-е годы XIX века представители российской интеллигенции начали образовывать кружки по идеологическим интересам. Этих людей назвали «вольнодумцами» — за их пристрастие к изучению и пропаганде социально-утопических идей. Таких кружков было неимоверное количество, но именно кружок, собиравшийся у философа Михаила Буташевича-Петрашевского, обрел наибольшую известность. Это произошло во многом благодаря громким именам его членов: поэта С. Ф. Дурова, писателя Ф. М. Достоевского, критика А. Н. Плещеева и многих других. В 1849 году кружок был разогнан, «петрашевцев» приговорили к смертной казни, устроили им публичную имитацию расстрела, но тут же помиловали и отправили на каторгу. Благодаря этому Дуров и Достоевский познакомились с Шоканом Уалихановым. Демократические взгляды обоих во многом оказали влияние на формирование мировоззрения самого Шокана.

ЗАГАДОЧНЫЙ СОТНИКОВ

Шокану Уалиханову удивительно везло на знакомства с интересными и полезными людьми. В разных биографических произведениях подробно рассказывается о дружбе Шокана со знаменитым писателем Ф. М. Достоевским, с географом и путешественником Г. Н. Потаниным, а также с влиятельным российским чиновником и исследователем К. К. Гутковским. Уалиханову покровительствовали генералы Г. Х. Гасфорт и Г. А. Колпаковский. Именитые ученые И. Н. Березин и А. Н. Бекетов ценили исследовательский дар молодого казахского султана и способствовали его научным изысканиям. Сам великий путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский ходатайствовал о принятии Шокана Уалиханова в действительные члены Русского географического общества.

Читать дальше...

Эпоха правления Александра II ознаменовалась значительным ростом революционных настроений в обществе и появлением различных политических течений — от умеренных либералов до радикалов-народников. Император хотел демократизации общества, но в итоге, как зло шутили современники, в 1881 году получил от «Народной воли» убившую его бомбу.

Несмотря на неоднозначные реформы царского правительства, отсталые общественные и социальные отношения во второй половине XIX века, культурные связи Казахского края и России продолжали постепенно развиваться. Одним из проводников этой связи был Шокан Уалиханов.

Находясь среди самых видных и влиятельных представителей общества, он сделал все возможное для повышения престижа и процветания своей родины. Вероятно, если бы родившийся в 1835 году Мухаммед-Ханафия Шынгысулы стал очередным казахским ханом, он вряд ли смог бы принести столько славы и чести своей стране, как знаменитый на весь мир Шокан Уалиханов.

Казахская и русская семьи вместе. Фото второй половины XIX века